Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
Г. Галилей
Проблема, над которой работаю:
«Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся на уроках физики».
В мире есть множество людей, которым никто не помог пробудиться.
А. де Сент Екзюпери
Я.А. Коменский в книге “Великая
дидактика” призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при
котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.
Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в
первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность
мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и
самообразованию. “Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и
гибкого”, - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из
важнейших задач, стоящих перед учителем является развитие творческих
способностей и самостоятельности учащихся.
Как
развивать познавательную самостоятельность и творческие способности у
учащихся, если некоторая их часть негативно относится к тем или иным
предметам?
Учитывая возрастные особенности, стараюсь создать благоприятные морально-психологический микроклимат, положительный настрой, соответствующую мотивацию, ситуацию успеха. Таким образом формируется позитивное отношение к учебному заданию, а потом и к предмету.
Наше сердце, совершая более 60-и вынужденных упругих механических
колебаний в минуту, создает в окружающем пространстве волновое движение.
Энергия, переносимая волной не исчезает бесследно, а передается
ученикам. И хотя их пугает резонанс, когерентность, дифракция и
поляризация волн, да и вся физика в целом, учитель способен преодолеть
инерцию учеников, дать импульс для их развития, при этом сохранить свои
силы и энергию. Конечно же, в процессе обучения приходится
воздействовать механически, звуком, теплом, электричеством, магнетизмом и
излучением.
Современный урок физики должен обеспечить развитие творческих, учебно-исследовательских, познавательных свойств личности, научить самостоятельно пользоваться богатством науки в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Эффективное усвоение учащимися учебной информации зависит от степени
активизации их привлечения к процессу обучения. Из того, что мы изучаем,
помним приблизительно 90% того, что говорили, когда что-то делали. На
уроках физики учащиеся самостоятельно исследуют природные явления,
формулируют выводы, сравнивают, анализируют, работают с дополнительной
литературой, готовят опережающие задания, выступают в роли открывателей
нового, агентов, рекламирующих свою продукцию. Мобилизация совместных
умственных, физических и волевых усилий для достижения поставленной цели
позволяют успешно решать дидактические задачи.
Ещё одним методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра: игры – соревнования, дебаты, суды, викторины, дискуссии, конференции. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.
Постоянный самоанализ, пристальное внимание к достижениям образования и науки, критический взгляд на сделанное и острое ощущение новизны позволяют внедрять компьютерные технологии в учебно-воспитательный процесс. Использование новых информационных технологий особенно актуально в системе современного образования, так как усиливает личностно—развивающий потенциал образовательной среды, раздвигает границы информационного и образовательного пространства. Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Стимулируя интерес к познанию, владение ИТ открывает неограниченные возможности как перед учеником, так и перед учителем, способствует достижению их сотрудничества и сотворчества.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что познавательная самостоятельность и творческие способности – одни из составляющих частей в модели успешного школьника. А знания для такого школьника – не просто информационный багаж, а внутренний фактор самоактивности, собственного саморазвития, вершина пирамиды, на которой стоит личность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий