Научно - методическая деятельность


Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
                                                      Г. Галилей
  Проблема, над которой работаю:
«Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся на уроках физики».
В мире есть множество людей, которым никто не помог пробудиться.
                                                                        А. де Сент Екзюпери

   Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.
Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. “Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого”, - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем является развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся.
Как развивать познавательную самостоятельность и творческие способности у учащихся, если некоторая их часть негативно относится к тем или иным предметам? 

Учитывая возрастные особенности, стараюсь создать благоприятные морально-психологический микроклимат, положительный настрой, соответствующую мотивацию, ситуацию успеха. Таким образом формируется позитивное отношение к учебному заданию, а потом и к предмету. 
Наше сердце, совершая более 60-и вынужденных упругих механических колебаний в минуту, создает в окружающем пространстве волновое движение. Энергия, переносимая волной не исчезает бесследно, а передается ученикам. И хотя их пугает резонанс, когерентность, дифракция и поляризация волн, да и вся физика в целом, учитель способен преодолеть инерцию учеников, дать импульс для их развития, при этом сохранить свои силы и энергию. Конечно же, в процессе обучения приходится воздействовать механически, звуком, теплом, электричеством, магнетизмом и излучением.



Современный урок физики должен обеспечить развитие творческих, учебно-исследовательских, познавательных свойств личности, научить самостоятельно пользоваться  богатством науки в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Эффективное усвоение учащимися учебной информации зависит от степени активизации их привлечения к процессу обучения. Из того, что мы изучаем, помним приблизительно 90% того, что говорили, когда что-то делали. На уроках физики учащиеся самостоятельно исследуют природные явления, формулируют выводы, сравнивают, анализируют, работают с дополнительной литературой, готовят опережающие задания, выступают в роли открывателей нового, агентов, рекламирующих свою продукцию. Мобилизация совместных умственных, физических и волевых усилий для достижения поставленной цели позволяют успешно решать дидактические задачи.
Включить учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогает мне исследовательский метод, являющийся составной частью проблемного обучения. И теперь учащиеся знают, что работа – не волк, а произведение мощности на время. На уроках учителей всегда слушают с раскрытым ртом, чтобы давление на барабанные перепонки снаружи и изнутри было одинаковым.

 






Ещё одним методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра: игры – соревнования, дебаты, суды, викторины, дискуссии, конференции. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.












Постоянный самоанализ, пристальное внимание к достижениям образования и науки, критический взгляд на сделанное и острое ощущение новизны позволяют внедрять компьютерные технологии в учебно-воспитательный процесс. Использование новых информационных технологий особенно актуально в системе современного образования, так как усиливает личностно—развивающий потенциал образовательной среды, раздвигает границы информационного и образовательного пространства. Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Стимулируя интерес к познанию, владение ИТ открывает неограниченные возможности как перед учеником, так и перед учителем, способствует достижению их сотрудничества и сотворчества.



Подводя итог, хотелось бы отметить, что познавательная самостоятельность и творческие способности – одни из составляющих частей в модели успешного школьника. А знания для такого школьника – не просто информационный багаж, а внутренний фактор самоактивности, собственного саморазвития, вершина пирамиды, на которой стоит личность.
























Комментариев нет: