Доклады и выступления




использование средств дистанционного обучения при организации самостоятельной работы студентов //«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы І региональной научно-практической конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа на базе сайта Горловского техникума ДонНУ. – Горловка, 20 января 2016 г. – с. 73// https://cloud.mail.ru/public/Gbez/dtPHWmwcN


Раціональна організація занять фізики з точки зору збереження здоров’я. https://cloud.mail.ru/public/KuzG/1BdTSWDcV

Основные методы психолого-педагогической диагностики личности студента

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развитие общества требует нового уровня образования. Перед высшей школой сегодня стоит задача подготовки специалистов творческих, ответственных, инициативных, готовых к самореализации и быстрой адаптации к новым условиям.
В учебно-воспитательном процессе любого техникума педагог имеет дело с личностями, характеризующимися различными склонностями, способностями, интересами, возможностями, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, свойствами мышления и памяти, эмоциональной сферой, способностями к научению и прочими особенностями. В связи с этим, обучение всех студентов по унифицированным программам и методикам не может обеспечить полноценное профессиональное образование каждому. Профессиональная образовательная система, предоставляющая всем одинаковые временные, содержательные и процессуальные условия, по замыслу кажется справедливой и демократичной, однако, неизбежно приводит к негативным последствиям.
В соответствии с этим, в техникуме остро встал вопрос об организации психолого-педагогической диагностики студентов. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональном образовании – изучение индивидуальных особенностей обучающихся и отслеживание происходящих изменений в их личностном и профессиональном развитии, выявление проблем и трудностей участников образовательного процесса, изучение взаимоотношений между ними с помощью психолого-педагогических методов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы комплексной психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение индивидуальных особенностей студентов, что позволит разработать индивидуальный маршрут студента  по изучению учебной дисциплины.
Подчеркивая теоретическое и практическое значение, можно сделать вывод об актуальности данной работы.
Цель исследования: изучить основные методы психолого-педагогической диагностики личности студента.
Объект исследования: процесс преподавания дисциплин в высших учебных заведения І-ІІ уровнях аккредитации.
Предмет исследования: методы психолого-педагогической диагностики личности студента.
Гипотеза исследования. Применение психологических, диагностических методик позволяет студенту познать себя, а преподавателям, родителям, кураторам групп - предоставить необходимую психолого-педагогическую информацию для прогноза успешности в профессиональном обучении и личностном развитии.
Задачи исследования:
1.    Проанализировать научно – методическую литературу по данному вопросу.
2.    Составить программу комплексной психолого-педагогической диагностики для изучения индивидуальных особенностей студентов.
3.    Определить основные этапы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов по результатам комплексной психолого-педагогической диагностики и создать модель процесса обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам в рамках учебной дисциплины.
4.    Экспериментально проверить разработанную технологию проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов на основе комплексной психолого-педагогической диагностики.
 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
1. 1. Классификация методов психологического исследования
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. Например, Г. Пирьов, разделил "методы" на: собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.); методические приемы; методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Сергей Леонидович Рубинштейн в "Основах общей психологии" в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Жан Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.
Мы будем рассматривать методы психологии исходя из четырех основных позиций:
a) не экспериментальные психологические методы;
б) диагностические методы;
в) экспериментальные методы;
г) формирующие методы. 
1.2. Диагностические исследовательские методы 
К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.
1. Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер.
Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение на широкое использование диагностических методов в большинстве прикладных областях психологической науки. В силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной (психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных.
Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.
Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и портативностью) состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.
Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его. Задача объяснения исследуемых явлений может быть решена только благодаря применению экспериментальных исследовательских методов.
Наиболее полное собрание объективных тестов можно найти в "компендиуме объективных тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов, которые могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих личность:
Тесты способностей. Некоторые тесты, первоначально созданные для исследования интеллектуальных функций, знаний и высоко коррелирующие с личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная ригидность и т.д.
Тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движения рук, точность прохождения лабиринта и т.п.
Тесты на восприятие. Эта группа охватывает широкий диапазон тестов: от зрительного восприятия (завершение незаконченных изображений) до обонятельного (предпочтение запахов).
Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.
Мнения. К этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого к другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам и т.д.
Эстетические тесты. Это группа тестов на предпочтение музыкальных произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.
Проективные тесты. Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначительную) ситуацию, например, интерпретировать содержание сюжетной картинки. Ответы на задания этих тестов (в отличие от интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно - неправильно).
Ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной ситуации. Например, одно и то же задание выполняется в одиночестве и перед всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования или кооперации и т.д.
Игры. Это игровые ситуации, где хорошо проявляются индивидуальные особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав объективных тестов.
Физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.
Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки и другие показатели следует относить к физическим тестам.
Случайные наблюдения. Это может быть, например, число неопределенных ответов, количество пометок на тестовом бланке, аккуратность письма, ерзание, неусидчивость при обследовании и другие проявления.
Объективные тесты изучения личности представляют собой истинно экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок. По мнению большинства специалистов эта область в изучении личности в психологии наиболее перспективна.
  ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТА
2.1. Методы  и процедура практической диагностики студента
Под диагностикой мы понимаем изучение индивидуальных особенностей обучающихся (их эмоций, мотивации, способностей, темперамента, характера, отношения  к себе, к другим людям, к событиям жизни и т.д.) и отслеживание происходящих изменений в их личностном и профессиональном развитии, выявление проблем и трудностей участников образовательного процесса, изучение взаимоотношений между ними с помощью психолого-педагогических методов. Психолого-педагогическая диагностика выступает средством и необходимым условием проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов по освоению ими учебных дисциплин. При проведении исследования мы руководствовались следующими принципами диагностики: доступности, систематичности, достоверности, открытости и комплексности.
Основные цели и задачи комплексной психолого-педагогической диагностики в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов мы видим в установлении исходного уровня их профессионально-личностного развития, изучении их возможностей, потребностей и интересов; в предоставлении и анализе информации об индивидуально-психологических особенностях обучающихся; в выявлении проблем каждого студента и учете индивидуальных параметров личности в образовательном процессе при разработке программ обучения и развития. Накопленная информация помогла реализовать индивидуальный подход к учащимся в процессе совместной работы по проектированию их индивидуальных образовательных маршрутов освоения учебных дисциплин.
Рассмотрев подходы разных авторов по реализации диагностической деятельности, мы приняли позицию К. Ингенкампа, который в основе диагностической деятельности выделил следующие аспекты: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация, доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности, контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.
Эти компоненты взаимосвязанных действий мы взяли за основу комплексного психолого-педагогического диагностирования студентов, которое предполагало следующие процедуры:
1.    Процедура стартовой диагностики, где изучаются индивидуальные особенности студентов и на основе полученных данных проектируются индивидуальные маршруты студентов по освоению учебной дисциплины.
2.    Процедура промежуточной диагностики, где соотносятся стартовые характеристики студентов с их достижениями в учебном процессе и личностном развитии.
3.    Процедура итоговой диагностики, где происходит сопоставление уровня промежуточных и итоговых достижений каждого студента с уровнем их стартового потенциала.
Диагностика начиналась на  первом курсе с последующим индивидуальным консультированием и выработанными рекомендациями. При этом мы основывались на концепции О. С. Гребенюка и рассматривали особенности развития индивидуальных сфер личности студентов (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной, сферы саморегуляции).
В рамках нашего исследования были подобраны психолого-педагогические методики, с помощью которых изучались индивидуальные особенности студентов.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и педагогических технологий нами сформулирован ряд положений, на которых мы основывались при разработке своего педагогического подхода к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов студентов в техникуме на основе комплексной психолого-педагогической диагностики:
-    студент является главным участником образовательного процесса, а значит, и субъектом проектирования своего образовательного маршрута в освоении учебных дисциплин;
-    преподаватель находится в роли консультанта и помощника в течение проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов;
-    при проектировании учитывается субъектный опыт студентов, их индивидуальные особенности с целью их профессионально-личностного развития;
-    субъекты педагогического проектирования ориентируются на диалоговое общение, сотрудничество и взаимопонимание;
-    при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов необходимо соблюдать выявленные организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов.
Под проектированием индивидуального образовательного маршрута мы понимаем совместную деятельность преподавателя и студента, в которой определяется будущий процесс и результат целенаправленного профессионально-личностного развития учащихся при решении тех или иных образовательных задач в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом данных комплексной психолого-педагогической диагностики.
Нами разработана модель процесса обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам в рамках учебной дисциплины (рис. 1.1), где ИОМ1, ИОМ2, ... ИОМп - варианты индивидуальных образовательных маршрутов студентов.
Рис. 1. 1. Модель процесса обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам в рамках учебной дисциплины на основе комплексной психолого-педагогической диагностики.
2.2. Анализ результатов исследования
Апробация технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов на основе комплексной психолого-педагогической диагностики осуществлялась на примере учебной дисциплины «Физика» в группе РПЗ-10 Енакиевского политехнического техникума. Программа комплексной психолого-педагогической диагностики включала в себя изучение показателей мотивационной (мотивы выбора профессии и выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов при изучении ими дисциплины «Физика»), интеллектуальной (обучаемость, обученность, особенности восприятия (доминирующая модальность или работоспособное чувство: аудиалы, визуалы, кинестетики), сформированность общеучебных умений), эмоциональной (тревожность, самооценка, способность к эмпатии), волевой (волевая саморегуляция, настойчивость и самообладание) и предметно- практической (уровень развития педагогических способностей; уровень развития организаторских способностей; коммуникабельность) сфер человека. А также, учитывая зависимость успешной учебной деятельности от свойств нервной системы, которая описывается в психолого- педагогической литературе, мы еще изучали особенности темперамента каждого студента. Учет отдельных показателей индивидуальных сфер в учебном процессе позволил выявить наиболее полную картину профессионально-личностного развития студентов и отслеживать происходящие в их развитии изменения.
Студенты экспериментальной группы были включены в последовательное прохождение этапов технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов по изучению дисциплины «Физика»: целевой, мотивационный, проектировочный, технологический и результативный.
На целевом этапе преподаватель изучает программу учебной дисциплины и анализирует ее содержание, выделяет основные модули, основные понятия по темам, составляется «Путеводитель изучения учебной дисциплины». Затем преподавателем и студентами с помощью методик комплексной психолого-педагогической диагностики изучаются индивидуальные особенности обучаемых, составляется «Индивидуальный профиль личности каждого студента». Анализируя «Индивидуальный профиль личности» каждого студента, преподаватель выявляет основные проблемы и трудности, осуществляется группировка студентов по одному или нескольким признакам (по выявленным проблемам), разрабатываются модели деятельности учащихся на каждом занятии с учетом индивидуальных особенностей. Составляются «Индивидуальные карты самодвижения по темам», система заданий, рабочих руководств и оборудования, необходимых для изучения учебной дисциплины.
На мотивационном этапе преподаватель знакомит студентов с учебной дисциплиной (разделом) и предъявляет проспект всего курса по темам («Путеводитель изучения учебной дисциплины»); выясняет мнение студентов о предпочитаемых формах работы на занятиях; выясняет, что студенты уже знают в рамках изучаемой учебной дисциплины. Студенты, знакомясь с учебным курсом, пишут свои пожелания по организации его изучения; распределяют темы (ранжируют) по степени важности для них как для будущих специалистов, объясняя свой выбор.
На проектировочном этапе преподаватель дает рекомендации студентам с учетом их «Индивидуального профиля личности» по изучению учебного курса; помогает в заполнении «Индивидуальных карт самодвижения» по темам учебного курса (в которых отражается работа студентов и фиксируются результаты, которые учитываются при сдаче отчетности); помогает в составлении «Индивидуальной карты саморазвития» по результатам комплексной психолого-педагогической диагностики; дает рекомендации по развитию индивидуальных сфер личности. Студент дорабатывает с учетом данных рекомендаций и своих предпочтений индивидуальные карты самодвижения по темам; консультируется с преподавателем; продумывает и планирует работу по разрешению выявленных трудностей и проблем в личностном развитии. Результатом совместной работы преподавателя и учащегося является «Индивидуальная технологическая карта» каждого студента, в которой отражается спроектированный индивидуальный образовательный маршрут по изучению учебной дисциплины. Она включает в себя следующее: индивидуальный профиль личности, индивидуальную карту личностного развития, путеводитель изучения учебной дисциплины, график индивидуального образовательного маршрута студента по изучению учебной дисциплины, индивидуальные карты самодвижения.
На технологическом этапе преподаватель организует и осуществляет аудиторную и самостоятельную работу с каждым студентом в соответствии с «Индивидуальной технологической картой»; проводит индивидуальные консультации в случае возникновения затруднений и проблем. Студент также выполняет самостоятельную проработку тем учебной дисциплины, работает по развитию у себя индивидуальных сфер личности.
На результативном этапе преподаватель подводит итоги всей работы студента по изучению учебной дисциплины и по развитию индивидуальных сфер личности. Студент демонстрирует достижения и высказывает впечатления от изучения курса (что было трудно, что получалось), пожелания на будущее себе и преподавателю. Сопоставляются показатели индивидуального образовательного маршрута, спроектированного в начале изучения учебной дисциплины с фактическими показателями, полученными в течение совместной работы и в итоге.
Особое место в процессе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов отводится рефлексивным (самоанализ выполненных заданий), проблемным (решение проблемных вопросов, ситуаций, задач; проведение учебных дебатов; работа с учебными текстами), творческим (проведение учебно-познавательных игр, проведение педагогических инсценировок и олимпиад, составление и решение учебных кроссвордов) и исследовательским (разработка образовательных проектов, проведение научных конференций) формам и методам обучения с целью развития профессионально-значимых и личностных качеств учащихся и формирования у них навыков субъект-субъектных отношений.
В таблице 1 представлена динамика статистически значимых изменений в развитии показателей индивидуальных сфер личности студентов экспериментальной группы РПЗ – 10 Енакиевского политехнического техникума.
Таблица 1.  Динамика статистически значимых изменений в развитии показателей индивидуальных сфер личности студентов группы РПЗ-10 Енакиевского политехнического техникума
    Полученные данные свидетельствуют о том, что психолого-педагогическая диагностика личности студента, совместная работа преподавателя и студентов по проектированию и реализации их индивидуальных образовательных маршрутов при изучении учебных дисциплин способствует в наибольшей степени повышению уровня обучаемости учащихся, развитию их общеучебных умений, эмпатии, коммуникабельности, снижению тревожности, повышению уровня самообладания и внутренней мотивации учебной деятельности.
Анализируя результаты опытно-экспериментальной работы, мы установили, что у студентов группы РПЗ – 10 Енакиевского политехнического техникума произошли статистически значимые изменения в профессионально- личностном развитии, изменилось отношение к учебной деятельности при изучении дисциплины «Физика».
Таким образом, можно утверждать, что проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов на основе комплексной психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе высших учебных заведений І-ІІ уровней аккредитации  будет способствовать профессионально-личностному развитию будущих специалистов.
ВЫВОДЫ
Следовательно, можно отметить, что цель исследования была достигнута и решены все поставленные задачи. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы:
1.     Учебная деятельность студентов, отражающая его личностные особенности, проектируемая и контролируемая в рамках отдельной учебной дисциплины совместно с преподавателем на основе комплексной психолого-педагогической диагностики способствует целенаправленному профессионально- личностному развитию студентов, позволяет отслеживать происходящие изменения в показателях индивидуальных сфер личности учащихся (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, сферы саморегуляции и предметно-практической).
2.    Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов диагностики (эксперимент, тест, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества обучающихся способствуют повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.
2. Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 2002. –  272 с.
4. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 1.
5. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.
6. Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям
7. Татарникова Н.С. Основные пути индивидуализации высшего профессионального образования: Монография. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 142с
8. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999.