Развитие мозга ребенка проходит определенные известные этапы. Еще 50 лет
назад мозг ребенка развивался в окружении простых, не перегружающих
нервную систему стимулов: мамины объятия, сказки или колыбельные на
ночь, несколько игрушек, общение со сверстниками, позже — детские
книжки, один мультик по выходным. В таких условиях мозг получал
достаточное, но не избыточное количество стимулов для развития основных
функций.
Как гаджеты влияют на развитие и мышление детей
Что
происходит сейчас? Вместе с информационным и технологическим прорывом
мозг ребенка с детства получает суперстимулы. Приложения дают гораздо
больше сенсорных впечатлений, чем любая игрушка: и ярко, и музыка
играет, и мультяшные герои прыгают-бегают по твоему желанию. При этом
ребенок получает все это многообразие стимулов без особого труда — не
нужно фантазировать, договариваться со сверстниками о правилах игры,
мастерить что-то из подручных материалов — просто нажми пальчиком на
кнопку.
Так мозг лишается строительного материала для развития воображения, коммуникации, абстрактного мышления.
А нервная система ребенка перегружается множественными слишком
агрессивными сенсорными стимулами. В итоге познавательная и
личностно-эмоциональная сферы ребенка сегодня формируются уже несколько
по-другому, чем это было, например, 100 лет назад.
Мозг ребенка
проделывает огромную работу каждый день, простраивая навык за навыком.
Причем здесь есть довольно жесткий тайминг — в каждый из периодов у
мозга своя задача. В 5-10 лет первостепенно развитие основ
эмоционального и социального интеллекта. Ребенок учится общаться,
распознавать невербальные сигналы, вырабатывать общие правила, решать
конфликты, сопереживать.
Если в этот период ребенок просиживает за
гаджетом, тренируются другие области мозга, ответственные за реакцию,
внимание, логику, оперативную память. Это, безусловно, не плохо. Но
очень несвоевременно. Ведь навыки, необходимые для жизни в обществе и
успешной коммуникации, не нарабатываются. И уже сейчас, например, в
среде молодых программистов очень востребованы тренинги для прокачки
«мягких навыков» (soft skills) — коммуникации, эмпатии, эффективного
взаимодействия с командой. Потому что для тех, кто вырос за компьютером,
общение офлайн становится проблемой.
Меняется восприятие.
Информация в сети подается по определенным законам. Если проследить
изменение контента за последние лет 20, то мы увидим эволюцию от
объемных текстов в ЖЖ до простых лайфхаков в картинках. А восприятие
меняется вслед за доминантной формой подачи информации. Ребенок может с
легкостью сделать прекрасную презентацию — красивую, наглядную, яркую, и
другие дети прекрасно воспримут все, что на ней написано. Такой стиль
мышления называют «клиповым», когда дети привыкают воспринимать яркие,
отрывочные сведения, поданные в лозунговом стиле. При этом информация,
поданная в повествовательном стиле, без картинок и пунктов 1,2,3
(прощай, история и литература), пройдет мимо. Мозг привыкает к
рафинированному информационному фастфуду, а на переработку более сложных
форматов ему лень тратить энергию.
Зато современный ребенок
прекрасно ориентируется в огромном массиве информации и может быстро
вычленять нужные ему сведения. Безусловно, скорость обработки информации
у наших детей выше, чем у нас. Поэтому, с одной стороны, мышление
современного ребенка более структурное, четкое, концептуальное. С
другой, дети теряют навык глубокого погружения в тему. Развивается
логическое мышление, но становится беднее образное и ассоциативное.
Интернет
учит многозадачности — можно слушать музыку, общаться в мессенджере и
искать что-то в Вики. Но при этом чрезмерная многозадачность усиливает
стресс и дефицит внимания. Эта новая форма стресса называется
техногенным истощением мозга. Слишком много стимулов, слишком велика
перегрузка.
Кроме того, эра поисковиков избавляет детей от
необходимости запоминать большие массивы информации. Зачем что-то
помнить, если всегда можно загуглить? Заманчиво отказаться от
запоминания, да и еще учиться передавать смысл своими словами, если
можно открыть Вики и скопировать точную формулировку. От этого страдает
вербальный интеллект — основа для понимания смыслов и способности точно
выразить в словах свою мысль. Кроме того, низкий вербальный интеллект
становится причиной алекситимии — неспособности сформулировать и
выразить свои переживания, что становится одним из факторов развития
психосоматических заболеваний и депрессий.
Изменяется и картина мира ребенка:
она становится более фрагментарной, отрывочной, поиск
причинно-следственных связей лишен смысла, ведь всегда можно произнести
волшебное «Окей, Гугл…», и ты получишь любую информацию в готовом,
упакованном виде.
Можно, конечно,
написать, что ребенок лет до 12 не должен подходить к компьютеру
вообще. И это будет идеальной рекомендацией. Но мы живем в техногенном
мире, и полный отказ от гаджетов — вещь трудновыполнимая. Поэтому
выбирая из двух зол, надо постараться выбрать наименьшее.
- Откажитесь от сюжетных игр. Большинство сюжетных игр построены по типу сериала, когда, пройдя один уровень, вы попадаете на следующий — с другим антуражем и фабулой. С точки зрения маркетинга, такой конструкт оправдан — игра еще долго не наскучит, есть момент продвижения и ощущение, что ты покоряешь новые вершины. Именно на такие игры дети и подростки подсаживаются сильнее всего — хочется узнать, что там на следующем уровне, и всегда есть момент интриги. Очень быстро дети начинают идентифицировать себя с героями игры и при любой возможности возвращаются в виртуальный мир, где их суперспособности несравнимы с возможностями в реале. Такие игры несут довольно высокий риск возникновения компьютерной зависимости, сравнимой с зависимостью от азартных игр. Поэтому если есть возможность, ограничьте доступ ребенка к сюжетным играм, по крайней мере, до 14 лет.
- Выбирайте логические игры. Если ребенок ну очень хочет поиграть на планшете, загрузите ему логическую игрушку. Игры по типу конструктора или пазла развивают логическое и пространственное мышление, при этом, как правило, не перенасыщены суперстимулами. Конечно, этот вид игры тоже затягивает, но в нем нет личностного момента и героя, как в сюжетных играх, с которым ребенок начинает себя идентифицировать. Так что любые логические и пространственные головоломки — хорошая альтернатива любым другим видам игр. Подбирайте игры с минимальным количеством цветов и довольно плавными движениями фигур — так вы защитите нервную систему ребенка от перегрузки. И, конечно, играть на планшете (телефон лучше не давать ребенку вообще из-за маленького экрана и влияния на зрение) можно не более получаса в день, начиная с 5-6 лет.
- Разрешите креативные приложения. Начиная с 7-8 лет, ребенку можно использовать приложения для создания клипов, мультфильмов и роликов. В разумных количествах эти приложения помогают ребенку развить творческие задатки и научиться создавать определенный продукт. Эта деятельность хороша своей целенаправленностью — ребенок учится созиданию. Это помогает ему развивать мотивацию и терпение, придерживаться определенного плана и искать наиболее успешный алгоритм действий. При этом опять-таки нет массированной атаки на него различных стимулов. В таких приложениях цвет, музыка и какие-либо другие эффекты подбираются самим ребенком. Но увлекаться подобными игрушками все же не стоит — получаса в день и нескольких забавных клипов вполне достаточно.
Гаджеты — наша повседневность, и
полностью ограждать от них ребенка невозможно и не нужно. Но не
допускать сужения мира до экрана мобильного телефона — важное условие
для гармоничного развития детской психики.
Автор Екатерина Люльчак
Комментариев нет:
Отправить комментарий