Хороший вопрос: как учить – знаниям или пониманию? Вся моя
педагогическая практика на физтехе показывает, что учить надо пониманию.
В нашем институте начали это физики, потом это распространилось по
другим факультетам. У нас не было билетов, на экзамен можно было
приходить с любыми пособиями и записями, конспектами, единственное,
нельзя было советоваться с товарищем.
Человек обычно приходил с вопросом, который он сам приготовил и
рассказывал, что он понимает в этом предмете. Было нелегко научить и
студентов, и преподавателей, но это была наша цель. Потому что знания
очень легко получить – из интернета, из разных источников, их слишком
много, и они слишком подвижны, а понимание – это то, что остается.
Это хорошо выразил Вацлав Гавел: «Чем больше я знаю, тем меньше я
понимаю». Он очень афористически выразил этот разрыв между уровнем
знания и уровнем понимания. Основная задача настоящего образования –
научить пониманию.
Сергей Петрович Капица
2 комментария:
Нам в институте все время твердили: "Мы не даём вам знания, мы учим вас их добывать. Мы учим вас учиться"
(физмат, пединститут, Луганск)
Свободы сеятель пустынный
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
А.С. Пушкин
Отправить комментарий