пятница, 25 января 2019 г.

Как учить – знаниям или пониманию?

Хороший вопрос: как учить – знаниям или пониманию? Вся моя педагогическая практика на физтехе показывает, что учить надо пониманию. В нашем институте начали это физики, потом это распространилось по другим факультетам. У нас не было билетов, на экзамен можно было приходить с любыми пособиями и записями, конспектами, единственное, нельзя было советоваться с товарищем. Человек обычно приходил с вопросом, который он сам приготовил и рассказывал, что он понимает в этом предмете. Было нелегко научить и студентов, и преподавателей, но это была наша цель. Потому что знания очень легко получить – из интернета, из разных источников, их слишком много, и они слишком подвижны, а понимание – это то, что остается. Это хорошо выразил Вацлав Гавел: «Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Он очень афористически выразил этот разрыв между уровнем знания и уровнем понимания. Основная задача настоящего образования – научить пониманию. 
                                                                    Сергей Петрович Капица

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Нам в институте все время твердили: "Мы не даём вам знания, мы учим вас их добывать. Мы учим вас учиться"
(физмат, пединститут, Луганск)

Марина комментирует...

Свободы сеятель пустынный

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

А.С. Пушкин