Всё чаще слышу от коллег, что
современные дети ленивы и пассивны. У них нет никаких устойчивых
желаний, кроме материальных, они не способны ставить серьезные цели и
достигать их. Многие дети не в силах вынести даже малейшего
разочарования (ревут из-за четвёрки), плохо приспособлены к жизни.
Мария Мелия в книге "Наши бедные богатые дети" выделяет 3 причины, которые к этому приводят.
Ни в чем не ограничивать.
Дети, которые привыкают получать всё, что хотят, причем без всяких отсрочек, не знают, что такое фрустрация, они не умеют ждать и терпеть, вынашивать мечту, ставить цели, планировать, прилагать усилия для достижения желаемого, ценить достигнутое. В конце концов наступает пресыщение — дети вообще перестают чего-либо хотеть.
Загружать сверхмеры.
Сегодня ребенок воспринимается как инвестиционный проект: секции, кружки. В итоге ребенок живет по жесткому расписанию, его день расписан по минутам. Мы все за него планируем — иначе не успеть, ему остается только подчиняться, и он привыкает к подчинению, к внешнему управлению. Он не способен к самоорганизации, а тем более к лидерству, он постоянно нуждается в помощи и наставлениях. У него не остается сначала времени, а потом и желания реализовывать свои фантазии, свою креативность: бесконечные «надо» и «должен» гасят любые творческие порывы. К подростковому возрасту дети зачастую доходят до своего «предела», и уже не хотят вообще ничем заниматься, все бросают и от всего отказываются.
Откупаться.
Свои эмоции, теплые чувства, внимание мы заменяем подарками, потому что времени на общение мало. «Задаренный» ребенок, у которого, казалось бы, все есть, чувствует себя одиноким и заброшенным. Он обделен эмоционально, ему не хватает родительского тепла и участия, он не умеет выражать эмоции, любить и дружить — ему не у кого было этому научиться. В результате меркантильный интерес, выгода и польза становятся для него ведущими в отношениях с окружающими, в том числе и с родителями. Такие дети вырастают холодными, расчетливыми, равнодушными, эгоистичными.
Что делать?
Автор предлагает «три золотых правила воспитания», которые помогают справиться с любыми трудностями.
Границы.
Ребенку жизненно необходимы ограничения — «красные линии», чтобы он знал, как себя вести, и понимал, что каждый его поступок будет иметь определенные последствия. Запреты надо четко формулировать, объяснять и подавать так, чтобы не оскорбить ребенка, не спровоцировать его на бунт, на сопротивление. Если мы, взрослые, не задаем границ, дети пытаются нащупать их сами, эмпирически, и зачастую это приводит к печальным последствиям.
Свобода.
Нужно давать ребенку свободное время, чтобы он мог отдохнуть от всего и от всех, в том числе и от родителей, и заняться тем, чем ему хочется. Играя, скучая, мечтая, исследуя, он ищет себя, учится принимать решения, управлять своим временем и своей жизнью. У него появляется возможность найти увлечения, какое-то интересное дело, спокойно поразмышлять, приобрести опыт, завести друзей, посмотреть на мир своими глазами.
Любовь.
Ребенка надо буквально накачать любовью и ничего не требовать взамен. Ему важно знать, что его любят — не за его характер, поведение, оценки, грамоты, спортивные трофеи, а просто потому, что он ваш ребенок и вы любите его таким, какой он есть, и не перестанете любить, что бы с ним ни происходило. Мы должны радоваться вместе с ним, когда ему хорошо, и горевать, когда плохо.
Как вам такие правила? Согласны с ними?
Мария Мелия в книге "Наши бедные богатые дети" выделяет 3 причины, которые к этому приводят.
Ни в чем не ограничивать.
Дети, которые привыкают получать всё, что хотят, причем без всяких отсрочек, не знают, что такое фрустрация, они не умеют ждать и терпеть, вынашивать мечту, ставить цели, планировать, прилагать усилия для достижения желаемого, ценить достигнутое. В конце концов наступает пресыщение — дети вообще перестают чего-либо хотеть.
Загружать сверхмеры.
Сегодня ребенок воспринимается как инвестиционный проект: секции, кружки. В итоге ребенок живет по жесткому расписанию, его день расписан по минутам. Мы все за него планируем — иначе не успеть, ему остается только подчиняться, и он привыкает к подчинению, к внешнему управлению. Он не способен к самоорганизации, а тем более к лидерству, он постоянно нуждается в помощи и наставлениях. У него не остается сначала времени, а потом и желания реализовывать свои фантазии, свою креативность: бесконечные «надо» и «должен» гасят любые творческие порывы. К подростковому возрасту дети зачастую доходят до своего «предела», и уже не хотят вообще ничем заниматься, все бросают и от всего отказываются.
Откупаться.
Свои эмоции, теплые чувства, внимание мы заменяем подарками, потому что времени на общение мало. «Задаренный» ребенок, у которого, казалось бы, все есть, чувствует себя одиноким и заброшенным. Он обделен эмоционально, ему не хватает родительского тепла и участия, он не умеет выражать эмоции, любить и дружить — ему не у кого было этому научиться. В результате меркантильный интерес, выгода и польза становятся для него ведущими в отношениях с окружающими, в том числе и с родителями. Такие дети вырастают холодными, расчетливыми, равнодушными, эгоистичными.
Что делать?
Автор предлагает «три золотых правила воспитания», которые помогают справиться с любыми трудностями.
Границы.
Ребенку жизненно необходимы ограничения — «красные линии», чтобы он знал, как себя вести, и понимал, что каждый его поступок будет иметь определенные последствия. Запреты надо четко формулировать, объяснять и подавать так, чтобы не оскорбить ребенка, не спровоцировать его на бунт, на сопротивление. Если мы, взрослые, не задаем границ, дети пытаются нащупать их сами, эмпирически, и зачастую это приводит к печальным последствиям.
Свобода.
Нужно давать ребенку свободное время, чтобы он мог отдохнуть от всего и от всех, в том числе и от родителей, и заняться тем, чем ему хочется. Играя, скучая, мечтая, исследуя, он ищет себя, учится принимать решения, управлять своим временем и своей жизнью. У него появляется возможность найти увлечения, какое-то интересное дело, спокойно поразмышлять, приобрести опыт, завести друзей, посмотреть на мир своими глазами.
Любовь.
Ребенка надо буквально накачать любовью и ничего не требовать взамен. Ему важно знать, что его любят — не за его характер, поведение, оценки, грамоты, спортивные трофеи, а просто потому, что он ваш ребенок и вы любите его таким, какой он есть, и не перестанете любить, что бы с ним ни происходило. Мы должны радоваться вместе с ним, когда ему хорошо, и горевать, когда плохо.
Как вам такие правила? Согласны с ними?
1 комментарий:
Использовала все, но вот название 10-й только узнала. Я её относила к проектной, исследовательской работе :)
Отправить комментарий